Ежегодный смотр современного искусства
«Здесь и сейчас» второй раз подряд проходит вне стен музеев и галерей. Работы его участников размещаются на площадях и улицах, гармонично встраиваясь в существующий городской ландшафт и делая современное искусство ближе к жителям города.
В этом году проект расширяет свою географию: арт-объекты его участников появятся
в удаленных от центра районах столицы.
А на художественной карте Москвы возникнут новые точки притяжения.
Ежегодный смотр современного искусства «Здесь и сейчас» второй раз подряд проходит вне стен музеев и галерей. Работы его участников размещаются на площадях и улицах, гармонично встраиваясь в существующий городской ландшафт и делая современное искусство ближе к жителям города.
В этом году проект расширяет свою географию: арт-объекты его участников появятся в удаленных от центра районах столицы.
А на художественной карте Москвы возникнут новые точки притяжения.
Наглядно продемонстрировать, как объекты современного искусства органично вписываются в городское пространство, обогащая его и показывая, как актуальные арт-объекты становятся естественной частью городских пространств.
1
Привлечь жителей разных городских территорий
к изучению истории Москвы, заинтересовать культурной жизнью города посредством мастер-классов, лекций, встреч, дискуссий
и выставок.
2
Показать, как децентрализация районов мегаполиса придает им новый импульс для развития.
3
Поддержать московских художников.
4
«Здесь и сейчас» — история о том, как искусство меняет не только центральные кварталы, но и вполне типовую застройку жилых массивов. Работы современных художников трансформируют привычный пейзаж, превращая площади и улицы из обыденных в самобытные, живые, находящиеся в постоянном диалоге с архитектурным пейзажем столицы.

Цели проекта

Наглядно продемонстрировать,
как объекты современного искусства органично вписываются в городское пространство, обогащая его
и показывая, как актуальные арт-
объекты становятся естественной частью городских пространств.
Привлечь жителей разных городских территорий к изучению истории Москвы, заинтересовать культурной жизнью города посредством мастер-классов, лекций, встреч, дискуссий и выставок.
Показать, как децентрализация районов мегаполиса придает им новый импульс для развития.
Поддержать московских художников.
«Здесь и сейчас» — история о том, как искусство меняет не только центральные кварталы, но и вполне типовую застройку жилых массивов. Работы современных художников трансформируют привычный пейзаж, превращая площади и улицы из обыденных в самобытные, живые, находящиеся в постоянном диалоге с архитектурным пейзажем столицы.

Цели проекта

1
3
4
2

Объекты
и художники

Адиль Алиев

Адиль Алиев часто обращается к теме детства в своих работах: эти воспоминания служат для него постоянным источником вдохновения. Скульптор создал серию «образов детства» знаменитых людей — Наполеона, Юрия Гагарина, Михаила Кутузова, Александра Суворова.
И в каждом передал узнаваемые черты характера и устремления, которые делают героев скульптур известными, будь то треуголка императора или игрушечная ракета. Для проекта «Здесь и сейчас» Адиль Алиев создал новый образ из этого цикла, по его словам, одновременно ностальгический и символический. Мальчик-рыбак — герой, стоящий на перепутье: он по-детски беззаботен, но готов шагнуть в неизведанное будущее. Его появление в столице — словно приглашение поразмыслить о том, как формируется и изменяется облик Москвы и как детские воспоминания и места рождения тех, кто преображает город, переплетаются с их настоящим и будущим.

Металл в руках Адиля Алиева претерпевает метаморфозу, приобретая
не только нужную форму, но и заполняя собой пространство. Будь то фигура скрипача, играющего для нерпы на берегу озера в Финляндии, или солдата, вернувшегося с войны (скульптура установлена на одной из площадей в Кашине), работы Алиева естественно встраиваются в окружающий ландшафт, становясь его неотъемлемой частью. Адиль провел детство в мастерской отца, учился в МГАХИ имени Сурикова в мастерской Александра Рукавишникова.
В 2015 году с выпускной работой — скульптурой «Золотой мальчик/ Кинтаро» — стал победителем Russian Art Week.
В том же 2015 году Адиль с 6-метровой адаптированной версией скульптуры мальчика-Гагарина участвовал в наполнении парка скульптур в городе Иу, в Китае. В 2017 году в творческой поездке в Нидерланды создал фигуры в натуральную величину персонажей-конькобежцев с зимней картины Хендрика Аверкампа.
В 2019–2020-х был резидентом программы мастерских и арт-резиденций Музея «Гараж», а в 2018-м участвовал в фестивале «Палитра тишины» в выставочном пространстве столичного Казанского вокзала. Работы скульптора экспонировались в Германии, Монако, Корее, Испании, Франции.
об авторе
о работе
«Мальчик-рыбак»
ПАРК «ЗАРЯДЬЕ»

Первый московский Дворец культуры, построенный по проекту братьев Весниных в 1931–1937 годах, — чистый образец русского авангарда. И внутри, и снаружи здание КЦ ЗИЛ производит впечатление постоянно меняющегося пространства. Таковы и Алфавитяне Дианы Воубы. Для них художница придумала целый мир — далекую планету Ан, а ее обитателей наделила способностью трансформироваться в каждом из измерений и создавать многомерные геометрические объекты. Антропоморфные и зооморфные существа красного, белого и черного цветов, установленные у главного входа в здание культурного центра, — результат переосмысления идей русского авангарда. Знаки-символы составляют алфавит, из которого можно создавать бесчисленное количество комбинаций. Фигуры Алфавитян меняются в зависимости от ракурса: зрителей приглашают включиться в эту захватывающую игру. Это одновременно и игра с архитектурными формами, и зримое продолжение диалога с авторами здания культурного центра.
о работе

Художница называет себя искателем новой красоты, который призван видеть невидимое и делать его зримым для других. Воуба – выпускница Тбилисской Академии художеств и Творческих Мастерских Академии Художеств СССР,
ее первая выставка прошла в ЦДХ в 1992 году. В 1996-м получила золотую медаль Международного фестиваля изобразительных искусств в тунисском Махарес-Сфаксе за серию портретов местной знати, еще через четыре года работы Дианы показали на выставке Woman in art в Вашингтоне. Лауреат премии Анатолия Зверева 2021.
В 2015 году Воуба, вдохновленная жизнестроительными идеями русского авангарда, создала художественный конструктор «Город-Алфавит», 64 геометрических знака, построенных
по золотому сечению. Произведения художницы находятся в собраниях Русского музея и Российской Академии художеств, Московского музея современного искусства, Всероссийском музее Декоративного искусства и Музее Анатолия Зверева. Узнаваемый стиль Дианы сочетает в себе насыщенную цветовую палитру и строгую, почти аскетичную композицию. Художница
с детства тяготела к музыке, и эта ее любовь получила воплощение в живописи: в геометрических абстракциях с пульсирующими, почти живыми формами и в серии «Измерение тишины» – для них композитор Ираида Юсупова написала музыку.
об авторе
Диана Воуба
«Алфавитяне»,
из проекта
«Город-алфавит»
КЦ «ЗИЛ»

У парка, расположенного в объятиях Новослободской улицы, Вадковского переулка и Сущевского вала, долгая история. Когда-то здесь проводил дни в уединении Василий Блаженный, эти земли принадлежали князьям Голицыным. В XXI веке акценты вновь сместились: соседство с расположенным поблизости технологическим университетом СТАНКИН словно само задает тему, вплетая историю о цифровом развитии и вычислительных процессах в ландшафт парка. Обычный на первый взгляд памптрек, предназначенный для катания на самокатах, роликах и скейтбордах, превращается у Кирилла Стефанова в динамичную композицию — как будто ожившую компьютерную графику. Интерактивные дорожки, причудливо переплетенные с сетью путей, похожи на микросхемы, по которым вот-вот понесутся сигналы — люди. Площадку легко заметить благодаря ярким цветовым акцентам: кажется, что в парке материализовалась конструкция, напоминающая один из уровней компьютерной игры, и яркие цвета подчеркивают это сходство.
о работе

Свою художественную карьеру Стефанов начинал как стрит-арт-художник.
В составе группы ZukClub рисовал муралы на фасадах московских жилых домов — кирпичные пятиэтажки получили портреты Михаила Булгакова, Сергея Эйзенштейна
и Александра Скрябина. В 2010 году художник участвовал в фестивале уличного искусства «Стенограффия», а в 2012-м создал масштабную роспись жилого района в рамках фестиваля Black River
в Вене, представил работы на выставке
в музее PERMM. Приемы и настроение стрит-арта Стефанов перенес и в живопись. Насыщенные яркие цвета и геометрические формы, нечеткие, почти абстрактные фигуры — его работы приглашают зрителей включиться в поиски смыслов и интерпретаций.
об авторе
Кирилл Стефанов

КЦ «НОВОСЛОБОДСКИЙ»
(Объединение культурных
центров ЦАО)
«Пути»
Александр Повзнер

Галерея «Беляево»
«Знакомые»

Художник и скульптор создает инсталляции и объекты ленд-арта, сочетая академизм и гротеск, используя нетипичные материалы – от пластиковых бутылок до обычной обуви. Повзнер учился на факультете скульптуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества и МГАХИ им. В. И. Сурикова, в Институте проблем современного искусства. В 2008–2010 годах участвовал в Московской биеннале молодого искусства, в 2013-м – в спецпроекте «Ленин. Ледокол» в Арктическом выставочном центре. Работы Александра Повзнера были представлены на крупнейших международных выставках – Венецианской архитектурной биеннале и «Манифеста 10», он постоянный участник Московской биеннале современного искусства, ярмарки Cosmoscow. Один из источников его вдохновения – воспоминания о собственном детстве, которые он переосмысляет через художественный процесс.

Люди общаются, используя жесты, именно руки видит человек чаще всего на протяжении своей жизни. Они одновременно и инструмент, и произведение: скульптор создает свои работы руками, лепит их, а затем уже зритель осматривает получившееся произведение – скользит взглядом, словно ощупывая каждый его изгиб. Выбрав один из любимых мотивов, Александр Повзнер намеренно увеличил руки, придав им привычные для людей позы – они сидят на скамейке, лежат на газоне, идут куда-то. Словом, делают всё то, что привычно для повседневной жизни любого человека. Связь с городской средой подчеркивает выбранный материал – бетон созвучен массовой застройке городских окраин. Так же, как и многоэтажные дома меняются, стареют со временем, скульптуры не просто встраиваются в существующий ландшафт, но и проживают свою жизнь, постепенно разрушаясь, покрываясь граффити и прочими приметами времени.
об авторе
о работе
Виктор Поляков

КЦ «Салют»
«Data Cloud»

Виктор Поляков создает световые инсталляции, кинетические скульптуры, паблик-арт-объекты, в которых главными элементами выступают свет и движение. Благодаря оптическим эффектам и компьютерному управлению его работы могут видоизменяться, деконструируя и пересобирая пространство. Светокинетическая фигура Exodus, установленная в 2015 году во дворе Новой Третьяковки, с помощью бликов и теней превратила в арт-объект фасад музея. Для фестиваля Lexus Hybrid Art в 2017 году художник создал объект Cubed/Uncubed с меняющей прозрачность поверхностью, а в 2021-м в рамках проекта HYDRA представил иммерсивную инсталляцию «Интерференция», в которой главным действующим «персонажем» стала вечно изменчивая вода. Сайт художника: Victorpolyakov.com

Художник Роберт Моррис говорил, что искусство должно задавать вопросы, а не давать на них ответы. Арт-объект Data Cloud предлагает зрителям отправиться в путешествие по цифровому хранилищу и получить новый опыт взаимодействия с цифровой и аналоговой средами. Подобно мориссовскому «Стеклянному лабиринту», работа Виктора Полякова кажется частью футуристического городского пейзажа. А множество зеркальных поверхностей в сочетании с полупрозрачной модульной сеткой создают эффект бесконечного преломления пространства. Движение зрителя запускает процесс трансформации плоскостей и цветов. Таким образом, зритель сам становится частью облака данных. Впечатление цифрового присутствия обеспечивает и выбранный Поляковым цветовой код – восьмибитная система, состоящая из 256 цветов, применяемая в gif графике и пиксель-арте. Также 256-битное кодирование используется как ключ шифрования в криптографии. Перемещаясь в пространстве инсталляции, человек то и дело отвечает на возникающие вопросы: чувствует ли он себя частью цифрового пространства, допустимо ли для него достижение превосходства машин над человеческим сознанием, проявляются ли в тектонике лабиринта дополнительные смыслы и коннотации? Естественным фоном для арт-объекта стал остекленный фасад культурного центра «Салют».
об авторе
о работе

Начал свой творческий путь в 2000 году со стрит-арта, с 2005-го участвует в групповых выставках в России и за рубежом. В рамках международных проектов художник сотрудничал с такими марками, как Nike, Reebok, Swatch и другими. В 2016-м Аске занял четвертую строку в исследовании InArt по сумме аукционных продаж среди молодых российских художников, его работы есть в коллекциях Владимира Овчаренко, Марианны Сардаровой и фонда Ruarts, Popov Foundation, Антона и Виктории Борисевичей, Сергея Минаева, Дениса Химиляйне и других. В течение последнего десятилетия Дмитрий занимается созданием монументальных росписей, скульптур и объектов в собственной технике многослойного рельефа из фанеры и металла. Так, огромное панно художника к 10-летию запуска поездов «Сапсан» расположилось в холле Ленинградского вокзала в Москве, а в 2020 и 2021 годах его масштабные скульптуры можно было увидеть в парке «Зарядье» на выставке номинантов Московской Арт-премии и на Красной площади в рамках экспозиции «Красный сад». Арт-объекты и росписи Аске есть в Москве, Нижнем Новгороде, Туле, Самаре, Владивостоке и других городах.

Работа «Попутный ветер», которую Дмитрий Аске создал для фестиваля «Здесь и сейчас», вызывает в памяти многочисленные советские мозаики, герои которых покоряют космос, совершают научные открытия и бьют производственные рекорды. Хотя со времени расцвета этого жанра прошел не один десяток лет, он до сих пор остается одним из самых романтичных направлений декоративно-прикладного искусства и постоянным источником вдохновения для художника. Герой его работы, держащий в руке планер, напоминает и о трогательных фигурках агитфарфора – пионерах с моделями аэропланов, юных лыжниках, пограничниках и моряках. Арт-объект Аске естественным образом вписался в пространство перед культурным центром «Зодчие». Здание средины 1960-х годов с классическим восьмиколонным портиком становится идеальным фоном для «Попутного ветра», и вот уже это не просто отдельно стоящая фигура, а объемная композиция. В ней есть и легкая ностальгия по прошлому, и надежда на будущее. Сменяются эпохи, но мечты человека о свободном полете остаются с ним всегда.
об авторе
о работе
Дмитрий Аске

КЦ «Зодчие»
«Попутный ветер»

Саунд-художник, создатель музыкальных инструментов и кинетических скульптур, Филатов исследует мир через звук. Его работы максимально близки природе, они воплощают принцип постоянной изменчивости и трансформируют звуковое пространство. Сергей закончил Кубанский госуниверситет, стажировался в резиденции шведского Центра Inter Arts, участвовал в выставках в Берлине, Линце, Мальме, Нью-Йорке. В 2021-м за ретроспективный проект «Сад ускользающих соноров: звуковая архитектура», охватывающий работы за 14 лет, удостоен премии «Инновация». В 2019 году на Венецианской биеннале Филатов в рамках проекта Тарека Атуи The Ground представил изобретенный им музыкальный инструмент DuoFluctus. Используя в скульптурах компоненты различного оборудования, такие как гиросфера (часть морского компаса) или кварцевые диски для телескопа, художник сближает технологии и философское осмысление пространства. Например, в 2018 году в рамках VI фестиваля «Арт-проспект» пространственно-звуковая инсталляция SeedShaker разместилась в арке жилого дома в Петербурге. Прозрачные сферы с семенами растений внутри колебались, создавая собственный аудиоузор.

Словарь трактует «всеобъемлемость» как способность охватить происходящее и существующее вокруг. Для Сергея Филатова это способ размышления о многомерном восприятии окружающих форм и явлений. Пространственная инсталляция из параболических форм, установленная перед культурным центром «Онежский», предлагает вслушаться в звуковые генерации, которые формируются внутри ее «ладоней». Пропуская через себя звуки окружающего пространства, они трансформируют местный аудиоландшафт. Оказавшись внутри инсталляции, человек получает доступ к максимально объемной картине мира и вместе с тем – может изучить невидимые и неосязаемые звуковые поля, которые составляют неотъемлемую часть его повседневного существования.
об авторе
о работе
Сергей Филатов

КЦ «Онежский»
«Всеобъемлемость»
Petro
(Петр Герасименко)

ДК «Берендей»
«Баланс»

Мультидисциплинарный художник, участник граффити-дуэта Aesthetics group, Petro работает на стыке уличного искусства и абстрактной живописи. Его работы, расположенные на больших городских пространствах, фасадах домов, напоминают гигантские полотна авангардистов. Современное переосмысление этого течения задает новый объем и ритм типовым постройкам, а яркие колористические решения делают привычный городской пейзаж более живым и динамичным. На протяжении 20 лет Petro работает в родном Жуковском, часто возвращаясь к одним и тем же поверхностям-лабораториям, экспериментируя со стилями. Также он является участником многочисленных резиденций в России, Франции, Черногории. В 2012–2014 гг. проводил фестиваль Sign Your Style, был сокуратором и координатором российской части биеннале «Артмоссфера» и уличного фестиваля «33 грани восприятия». В 2013-м получил награду MOST Awards как художник года. На прошлогодней персональной выставке «Форма» в RuArts Foundation Петр представил серию «Алфавит», состоящую из 33 объемных скульптур и ассамбляжей.

Бесконечный диалог городской среды и существующих в ней зданий стал одной из ключевых идей арт-объекта Петра Герасименко. Вдохновленный принципами конструктивизма, «Баланс» напоминает о проунах Эль Лисицкого и их пластических трансформациях. Подобно этим динамическим конструкциям, выстраиваются в пространстве и плоскости «Баланса». Не менее важно, что эта работа вступает в диалог со стоящими рядом зданиями – культурным центром «Берендей», выполненным в стиле неоконструктивизма, и жилой многоэтажкой, которая продолжает те же идеи в более монументальном формате. Такое «взятие формой пространства» создает его визуальное равновесие и раскрашивает с помощью цветовых и геометрических акцентов арт-объекта.
об авторе
о работе

Рисунок, фотография, видео, пространственные и световые инсталляции, паблик-арт – в любом из этих медиа художник прежде всего выступает как мифотворец и рассказчик с моментально узнаваемым голосом. Работы Тишкова всегда динамичны и сочетают элементы фантастики и фольклора, превращая простой на первый взгляд сюжет в сюрреалистическую сказку. Его выставки проходили во многих музеях России, США, Франции, Польши, Германии, Южной Кореи, Тайваня и других стран. Тишков – участник международных биеннале в Японии, Сингапуре, Киргизии, а также фестивалей и выставок светового и open-air искусства Lights On Romania, Fjord Oslo (Швеция), Media Art Friesland (Нидерланды), Brixen Water Light Festival (Италия), Minus20degree (Австрия), I Paint Suzhou (Китай).
Работы художника находятся в собраниях ГМИИ им. А. С. Пушкина, Третьяковской галереи, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, красноярского музейного центра «Площадь Мира», Национального музея Татарстана, нью-йоркского MoMА, варшавского Центра современного искусства «Уяздовский замок», Центра современного искусства Луиджи Печчи (Прато, Италия), итальянского No Man’s Land Foundation, Музея современного искусства Wooyang (Кёнджу, Южная Корея) и других.

Один из самых трогательных проектов Тишкова – «Частная Луна» – успел с 2003 года объехать полмира. Не случайно сам автор называет его визуальной поэмой о человеке, который влюбился в небесное светило. Вдохновляясь Рене Магриттом, изобразившим Луну запутавшейся в кроне дерева, Леонид Тишков создал особый мир, сказку для каждого зрителя. Она может появиться в самых прозаических местах, вроде городского двора или железнодорожного моста, изменяя привычный пейзаж светом одинокой планеты. В Москве и окрестностях можно встретить несколько объектов «лунной серии» Тишкова: «Зеркальная луна» установлена в сквере на Шелепихинской набережной, а «Частная луна на лодке» – в Парке Малевича.
На фестивале «Здесь и сейчас» появилась «Лестница на Луну» – посвящение всем мечтателям и романтикам. При взгляде на инсталляцию, установленную на крыше КЦ «Москворечье», кажется, что до неба рукой подать. Пусть это лишь фантазия, кто знает, возможно, она станет реальностью в ближайшем будущем. «Лестница на Луну» напоминает и о том, как важно не быть скованным одной жизненной парадигмой, ведь человек всегда желает чего-то большего.
об авторе
о работе
Леонид Тишков

КЦ «Москворечье»
«Лестница на Луну»

Объекты
и художники

ОБ АВТОРЕ
Металл в руках Адиля Алиева претерпевает метаморфозу, приобретая не только нужную форму, но и заполняя собой пространство. Будь то фигура скрипача, играющего для нерпы на берегу озера
в Финляндии, или солдата, вернувшегося с войны (скульптура установлена на одной из площадей
в Кашине), работы Алиева естественно встраиваются в окружающий ландшафт, становясь его неотъемлемой частью. Адиль провел детство
в мастерской отца, учился в МГАХИ имени Сурикова
в мастерской Александра Рукавишникова.
В 2015 году с выпускной работой — скульптурой «Золотой мальчик/ Кинтаро» — стал победителем Russian Art Week. В том же 2015 году Адиль
с 6-метровой адаптированной версией скульптуры мальчика-Гагарина участвовал в наполнении парка скульптур в городе Иу, в Китае. В 2017 году
в творческой поездке в Нидерланды создал фигуры
в натуральную величину персонажей-конькобежцев
с зимней картины Хендрика Аверкампа.
В 2019–2020-х был резидентом программы мастерских и арт-резиденций Музея «Гараж»,
а в 2018-м участвовал в фестивале «Палитра тишины» в выставочном пространстве столичного Казанского вокзала. Работы скульптора экспонировались в Германии, Монако, Корее, Испании, Франции.
О РАБОТЕ
Адиль Алиев часто обращается к теме детства в своих работах: эти воспоминания служат для него постоянным источником вдохновения. Скульптор создал серию «образов детства» знаменитых
людей — Юрия Гагарина, Михаила Кутузова, Александра Суворова. И в каждом передал узнаваемые черты характера и устремления, которые делают героев скульптур известными, будь то треуголка императора или игрушечная ракета. Для проекта «Здесь и сейчас» Адиль Алиев создал новый образ из этого цикла, по его словам, одновременно ностальгический и символический. Мальчик-рыбак — герой, стоящий на перепутье: он по-детски беззаботен, но готов шагнуть в неизведанное будущее. Его появление в столице — словно приглашение поразмыслить о том, как формируется и изменяется облик Москвы и как детские воспоминания и места рождения тех, кто преображает город, переплетаются с их настоящим и будущим.

«Мальчик-рыбак»
ПАРК «ЗАРЯДЬЕ»
АДИЛЬ АЛИЕВ
ОБ АВТОРЕ
Художница называет себя искателем новой красоты, который призван видеть невидимое и делать его зримым для других. Воуба – выпускница Тбилисской Академии художеств и Творческих Мастерских Академии Художеств СССР, ее первая выставка прошла в ЦДХ в 1992 году. В 1996-м получила золотую медаль Международного фестиваля изобразительных искусств в тунисском Махарес-Сфаксе за серию портретов местной знати, еще через четыре года работы Дианы показали на выставке Woman in art в Вашингтоне. Лауреат премии Анатолия Зверева 2021.
В 2015 году Воуба, вдохновленная жизнестроительными идеями русского авангарда, создала художественный конструктор «Город-Алфавит», 64 геометрических знака, построенных по золотому сечению. Произведения художницы находятся в собраниях Русского музея и Российской Академии художеств, Московского музея современного искусства, Всероссийском музее Декоративного искусства и Музее Анатолия Зверева. Узнаваемый стиль Дианы сочетает в себе насыщенную цветовую палитру и строгую, почти аскетичную композицию. Художница с детства тяготела к музыке, и эта ее любовь получила воплощение в живописи: в геометрических абстракциях с пульсирующими, почти живыми формами и в серии «Измерение тишины» – для них композитор Ираида Юсупова написала музыку.
О РАБОТЕ
Первый московский Дворец культуры, построенный по проекту братьев Весниных в 1931–1937 годах, — чистый образец русского авангарда. И внутри,
и снаружи здание КЦ ЗИЛ производит впечатление постоянно меняющегося пространства. Таковы
и Алфавитяне Дианы Воубы. Для них художница придумала целый мир — далекую планету Ан,
а ее обитателей наделила способностью трансформироваться в каждом из измерений
и создавать многомерные геометрические объекты. Антропоморфные и зооморфные существа красного, белого и черного цветов, установленные у главного входа в здание культурного центра, — результат переосмысления идей русского авангарда. Знаки-символы составляют алфавит, из которого можно создавать бесчисленное количество комбинаций. Фигуры Алфавитян меняются в зависимости от ракурса: зрителей приглашают включиться в эту захватывающую игру. Это одновременно и игра
с архитектурными формами, и зримое продолжение диалога с авторами здания культурного центра.

«Алфавитяне»,из проекта «Город-алфавит»
КЦ «ЗИЛ»
Диана Воуба
ОБ АВТОРЕ
Свою художественную карьеру Стефанов начинал как стрит-арт-художник. В составе группы ZukClub рисовал муралы на фасадах московских жилых домов — кирпичные пятиэтажки получили портреты Михаила Булгакова, Сергея Эйзенштейна и Александра Скрябина. В 2010 году художник участвовал в фестивале уличного искусства «Стенограффия», а в 2012-м создал масштабную роспись жилого района в рамках фестиваля Black River в Вене, представил работы на выставке в музее PERMM.
Приемы и настроение стрит-арта Стефанов перенес и в живопись. Насыщенные яркие цвета и геометрические формы, нечеткие, почти абстрактные фигуры — его работы приглашают зрителей включиться в поиски смыслов и интерпретаций.
О РАБОТЕ
У парка, расположенного в объятиях Новослободской улицы, Вадковского переулка и Сущевского вала, долгая история. Когда-то здесь проводил дни в уединении Василий Блаженный, эти земли принадлежали князьям Голицыным. В XXI веке акценты вновь сместились: соседство с расположенным поблизости технологическим университетом СТАНКИН словно само задает тему, вплетая историю о цифровом развитии и вычислительных процессах в ландшафт парка. Обычный на первый взгляд памптрек, предназначенный для катания на самокатах, роликах и скейтбордах, превращается у Кирилла Стефанова в динамичную композицию — как будто ожившую компьютерную графику. Интерактивные дорожки, причудливо переплетенные с сетью путей, похожи на микросхемы, по которым вот-вот понесутся сигналы — люди. Площадку легко заметить благодаря ярким цветовым акцентам: кажется, что в парке материализовалась конструкция, напоминающая один из уровней компьютерной игры, и яркие цвета подчеркивают это сходство.

«Пути»
КЦ «НОВОСЛОБОДСКИЙ»
(Объединение культурных
центров ЦАО)
Кирилл Стефанов

«Знакомые»
КЦ «Капотня»
Александр Повзнер
ОБ АВТОРЕ
Художник и скульптор создает инсталляции и объекты ленд-арта, сочетая академизм и гротеск, используя нетипичные материалы – от пластиковых бутылок до обычной обуви. Повзнер учился на факультете скульптуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества и МГАХИ им. В. И. Сурикова, в Институте проблем современного искусства. В 2008–2010 годах участвовал в Московской биеннале молодого искусства, в 2013-м – в спецпроекте «Ленин. Ледокол» в Арктическом выставочном центре. Работы Александра Повзнера были представлены на крупнейших международных выставках – Венецианской архитектурной биеннале и «Манифеста 10», он постоянный участник Московской биеннале современного искусства, ярмарки Cosmoscow. Один из источников его вдохновения – воспоминания о собственном детстве, которые он переосмысляет через художественный процесс.
О РАБОТЕ
Люди общаются, используя жесты, именно руки видит человек чаще всего на протяжении своей жизни. Они одновременно и инструмент, и произведение: скульптор создает свои работы руками, лепит их, а затем уже зритель осматривает получившееся произведение – скользит взглядом, словно ощупывая каждый его изгиб. Выбрав один из любимых мотивов, Александр Повзнер намеренно увеличил руки, придав им привычные для людей позы – они сидят на скамейке, лежат на газоне, идут куда-то. Словом, делают всё то, что привычно для повседневной жизни любого человека. Связь с городской средой подчеркивает выбранный материал – бетон созвучен массовой застройке городских окраин. Так же, как и многоэтажные дома меняются, стареют со временем, скульптуры не просто встраиваются в существующий ландшафт, но и проживают свою жизнь, постепенно разрушаясь, покрываясь граффити и прочими приметами времени.

"Data Cloud"
КЦ «Салют»
Виктор Поляков
ОБ АВТОРЕ
Виктор Поляков создает световые инсталляции, кинетические скульптуры, паблик-арт-объекты, в которых главными элементами выступают свет и движение. Благодаря оптическим эффектам и компьютерному управлению его работы могут видоизменяться, деконструируя и пересобирая пространство. Светокинетическая фигура Exodus, установленная в 2015 году во дворе Новой Третьяковки, с помощью бликов и теней превратила в арт-объект фасад музея. Для фестиваля Lexus Hybrid Art в 2017 году художник создал объект Cubed/Uncubed с меняющей прозрачность поверхностью, а в 2021-м в рамках проекта HYDRA представил иммерсивную инсталляцию «Интерференция», в которой главным действующим «персонажем» стала вечно изменчивая вода. Сайт художника: Victorpolyakov.com
О РАБОТЕ
Художник Роберт Моррис говорил, что искусство должно задавать вопросы, а не давать на них ответы. Арт-объект Data Cloud предлагает зрителям отправиться в путешествие по цифровому хранилищу и получить новый опыт взаимодействия с цифровой и аналоговой средами. Подобно мориссовскому «Стеклянному лабиринту», работа Виктора Полякова кажется частью футуристического городского пейзажа. А множество зеркальных поверхностей в сочетании с полупрозрачной модульной сеткой создают эффект бесконечного преломления пространства. Движение зрителя запускает процесс трансформации плоскостей и цветов. Таким образом, зритель сам становится частью облака данных. Впечатление цифрового присутствия обеспечивает и выбранный Поляковым цветовой код – восьмибитная система, состоящая из 256 цветов, применяемая в gif графике и пиксель-арте. Также 256-битное кодирование используется как ключ шифрования в криптографии. Перемещаясь в пространстве инсталляции, человек то и дело отвечает на возникающие вопросы: чувствует ли он себя частью цифрового пространства, допустимо ли для него достижение превосходства машин над человеческим сознанием, проявляются ли в тектонике лабиринта дополнительные смыслы и коннотации? Естественным фоном для арт-объекта стал остекленный фасад культурного центра «Салют».

«Попутный ветер»
КЦ «Зодчие»
Дмитрий Аске
ОБ АВТОРЕ
Начал свой творческий путь в 2000 году со стрит-арта, с 2005-го участвует в групповых выставках в России и за рубежом. В рамках международных проектов художник сотрудничал с такими марками, как Nike, Reebok, Swatch и другими. В 2016-м Аске занял четвертую строку в исследовании InArt по сумме аукционных продаж среди молодых российских художников, его работы есть в коллекциях Владимира Овчаренко, Марианны Сардаровой и фонда Ruarts, Popov Foundation, Антона и Виктории Борисевичей, Сергея Минаева, Дениса Химиляйне и других. В течение последнего десятилетия Дмитрий занимается созданием монументальных росписей, скульптур и объектов в собственной технике многослойного рельефа из фанеры и металла. Так, огромное панно художника к 10-летию запуска поездов «Сапсан» расположилось в холле Ленинградского вокзала в Москве, а в 2020 и 2021 годах его масштабные скульптуры можно было увидеть в парке «Зарядье» на выставке номинантов Московской Арт-премии и на Красной площади в рамках экспозиции «Красный сад». Арт-объекты и росписи Аске есть в Москве, Нижнем Новгороде, Туле, Самаре, Владивостоке и других городах.
О РАБОТЕ
Работа «Попутный ветер», которую Дмитрий Аске создал для фестиваля «Здесь и сейчас», вызывает в памяти многочисленные советские мозаики, герои которых покоряют космос, совершают научные открытия и бьют производственные рекорды. Хотя со времени расцвета этого жанра прошел не один десяток лет, он до сих пор остается одним из самых романтичных направлений декоративно-прикладного искусства и постоянным источником вдохновения для художника. Герой его работы, держащий в руке планер, напоминает и о трогательных фигурках агитфарфора – пионерах с моделями аэропланов, юных лыжниках, пограничниках и моряках. Арт-объект Аске естественным образом вписался в пространство перед культурным центром «Зодчие». Здание средины 1960-х годов с классическим восьмиколонным портиком становится идеальным фоном для «Попутного ветра», и вот уже это не просто отдельно стоящая фигура, а объемная композиция. В ней есть и легкая ностальгия по прошлому, и надежда на будущее. Сменяются эпохи, но мечты человека о свободном полете остаются с ним всегда.

«Всеобъемлемость»
КЦ «Онежский»
Сергей Филатов
ОБ АВТОРЕ
Саунд-художник, создатель музыкальных инструментов и кинетических скульптур, Филатов исследует мир через звук. Его работы максимально близки природе, они воплощают принцип постоянной изменчивости и трансформируют звуковое пространство. Сергей закончил Кубанский госуниверситет, стажировался в резиденции шведского Центра Inter Arts, участвовал в выставках в Берлине, Линце, Мальме, Нью-Йорке. В 2021-м за ретроспективный проект «Сад ускользающих соноров: звуковая архитектура», охватывающий работы за 14 лет, удостоен премии «Инновация». В 2019 году на Венецианской биеннале Филатов в рамках проекта Тарека Атуи The Ground представил изобретенный им музыкальный инструмент DuoFluctus. Используя в скульптурах компоненты различного оборудования, такие как гиросфера (часть морского компаса) или кварцевые диски для телескопа, художник сближает технологии и философское осмысление пространства. Например, в 2018 году в рамках VI фестиваля «Арт-проспект» пространственно-звуковая инсталляция SeedShaker разместилась в арке жилого дома в Петербурге. Прозрачные сферы с семенами растений внутри колебались, создавая собственный аудиоузор.
О РАБОТЕ
Словарь трактует «всеобъемлемость» как способность охватить происходящее и существующее вокруг. Для Сергея Филатова это способ размышления о многомерном восприятии окружающих форм и явлений. Пространственная инсталляция из параболических форм, установленная перед культурным центром «Онежский», предлагает вслушаться в звуковые генерации, которые формируются внутри ее «ладоней». Пропуская через себя звуки окружающего пространства, они трансформируют местный аудиоландшафт. Оказавшись внутри инсталляции, человек получает доступ к максимально объемной картине мира и вместе с тем – может изучить невидимые и неосязаемые звуковые поля, которые составляют неотъемлемую часть его повседневного существования.

«Баланс»
ДК «Берендей»
Petro
(Петр Герасименко)
ОБ АВТОРЕ
Мультидисциплинарный художник, участник граффити-дуэта Aesthetics group, Petro работает на стыке уличного искусства и абстрактной живописи. Его работы, расположенные на больших городских пространствах, фасадах домов, напоминают гигантские полотна авангардистов. Современное переосмысление этого течения задает новый объем и ритм типовым постройкам, а яркие колористические решения делают привычный городской пейзаж более живым и динамичным. На протяжении 20 лет Petro работает в родном Жуковском, часто возвращаясь к одним и тем же поверхностям-лабораториям, экспериментируя со стилями. Также он является участником многочисленных резиденций в России, Франции, Черногории. В 2012–2014 гг. проводил фестиваль Sign Your Style, был сокуратором и координатором российской части биеннале «Артмоссфера» и уличного фестиваля «33 грани восприятия». В 2013-м получил награду MOST Awards как художник года. На прошлогодней персональной выставке «Форма» в RuArts Foundation Петр представил серию «Алфавит», состоящую из 33 объемных скульптур и ассамбляжей.
О РАБОТЕ
Бесконечный диалог городской среды и существующих в ней зданий стал одной из ключевых идей арт-объекта Петра Герасименко. Вдохновленный принципами конструктивизма, «Баланс» напоминает о проунах Эль Лисицкого и их пластических трансформациях. Подобно этим динамическим конструкциям, выстраиваются в пространстве и плоскости «Баланса». Не менее важно, что эта работа вступает в диалог со стоящими рядом зданиями – культурным центром «Берендей», выполненным в стиле неоконструктивизма, и жилой многоэтажкой, которая продолжает те же идеи в более монументальном формате. Такое «взятие формой пространства» создает его визуальное равновесие и раскрашивает с помощью цветовых и геометрических акцентов арт-объекта.

«Лестница на Луну»
КЦ «Москворечье»
Леонид Тишков
ОБ АВТОРЕ
Рисунок, фотография, видео, пространственные и световые инсталляции, паблик-арт – в любом из этих медиа художник прежде всего выступает как мифотворец и рассказчик с моментально узнаваемым голосом. Работы Тишкова всегда динамичны и сочетают элементы фантастики и фольклора, превращая простой на первый взгляд сюжет в сюрреалистическую сказку. Его выставки проходили во многих музеях России, США, Франции, Польши, Германии, Южной Кореи, Тайваня и других стран. Тишков – участник международных биеннале в Японии, Сингапуре, Киргизии, а также фестивалей и выставок светового и open-air искусства Lights On Romania, Fjord Oslo (Швеция), Media Art Friesland (Нидерланды), Brixen Water Light Festival (Италия), Minus20degree (Австрия), I Paint Suzhou (Китай).
Работы художника находятся в собраниях ГМИИ им. А. С. Пушкина, Третьяковской галереи, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, красноярского музейного центра «Площадь Мира», Национального музея Татарстана, нью-йоркского MoMА, варшавского Центра современного искусства «Уяздовский замок», Центра современного искусства Луиджи Печчи (Прато, Италия), итальянского No Man’s Land Foundation, Музея современного искусства Wooyang (Кёнджу, Южная Корея) и других.
О РАБОТЕ
Один из самых трогательных проектов Тишкова – «Частная Луна» – успел с 2003 года объехать полмира. Не случайно сам автор называет его визуальной поэмой о человеке, который влюбился в небесное светило. Вдохновляясь Рене Магриттом, изобразившим Луну запутавшейся в кроне дерева, Леонид Тишков создал особый мир, сказку для каждого зрителя. Она может появиться в самых прозаических местах, вроде городского двора или железнодорожного моста, изменяя привычный пейзаж светом одинокой планеты. В Москве и окрестностях можно встретить несколько объектов «лунной серии» Тишкова: «Зеркальная луна» установлена в сквере на Шелепихинской набережной, а «Частная луна на лодке» – в Парке Малевича.
На фестивале «Здесь и сейчас» появилась «Лестница на Луну» – посвящение всем мечтателям и романтикам. При взгляде на инсталляцию, установленную на крыше КЦ «Москворечье», кажется, что до неба рукой подать. Пусть это лишь фантазия, кто знает, возможно, она станет реальностью в ближайшем будущем. «Лестница на Луну» напоминает и о том, как важно не быть скованным одной жизненной парадигмой, ведь человек всегда желает чего-то большего.
Открытие арт-объекта «Мальчик-рыбак»
Адиля Алиева, встреча с художником
09.09
парк «зарядье»
Открытие арт-объекта «Пути» (памптрек) Кирилла Стефанова, встреча с художником
15.09
КЦ «НОВОСЛОБОДСКИЙ»
Открытие арт-объекта «Алфавитяне»
Дианы Воубы, встреча с художником
12.10
КЦ «ЗИЛ»
Открытие арт-объекта «Попутный Ветер» Дмитрия Аске, встреча с художником
08.12
КЦ «ЗОДЧИЕ»
Открытие арт-объекта «Лестница на Луну» Леонида Тишкова, встреча с художником
14.12
КЦ «Москворечье»

Программа

Открытие арт-объекта «Пути» (памптрек) Кирилла Стефанова, встреча с художником
15.09
КЦ «НОВОСЛОБОДСКИЙ»
Открытие арт-объекта «Мальчик-рыбак» Адиля Алиева, встреча с художником
09.09
парк «зарядье»
Открытие арт-объекта «Алфавитяне»
Дианы Воубы, встреча с художником
12.10
КЦ «ЗИЛ»
Открытие арт-объекта «Попутный Ветер» Дмитрия Аске, встреча с художником
08.12
КЦ «ЗОДЧИЕ»
Открытие арт-объекта «Лестница на Луну» Леонида Тишкова, встреча с художником
14.12
КЦ «Москворечье»

Программа

Спецпроект

Персональная выставка
Дианы Воуба «Город-Алфавит».
Культурный центр «ЗИЛ»
«Город-Алфавит», разрастаясь, на многие годы определил направление работы Дианы Воуба. Из него вышли не только алфавитяне, которые были установлены на площади перед входом в культурный центр — в рамках проекта были созданы серии работ «Лес», «Манускрипт», «Золото», «Текстиль», нетканые ковры из шерсти, керамика, объекты из дерева, предметы мебели, инсталляции в Сухуме, Ялте и Москве.
«В проекте заложен принцип игры, где у участника есть пространство для свободного самовыражения и возможность переживать опыт новых, созданных им реальностей… Плетение геометрических узоров сродни Opus Magnum. Здесь также необходимы дисциплина, терпение и смирение, полное погружение в процесс и присутствие. Гармоническая упорядоченность знаков понимается как выражение бесконечного в конечном, как средство победы над хаосом», — говорит автор проекта Диана Воуба.
«В проекте заложен принцип игры, где у участника есть пространство для свободного самовыражения и возможность переживать опыт новых, созданных им реальностей… Плетение геометрических узоров сродни Opus Magnum. Здесь также необходимы дисциплина, терпение и смирение, полное погружение в процесс и присутствие. Гармоническая упорядоченность знаков понимается как выражение бесконечного в конечном, как средство победы над хаосом», — говорит автор проекта Диана Воуба.
Ксения
Фаресова
Директор ГБУК г. Москвы «Объединение «Выставочные
залы Москвы»
Михаил 
Левин
Директор Московской школы современного искусства,
куратор, художник.
Сабина 
Чагина
Куратор направления Urban + Art,
арт-директор ЦСИ «Винзавод», соосновательница биеннале уличного искусства АРТМОССФЕРА
Игорь
Поносов
Художник, куратор и теоретик
в области уличного искусства,
автор книги «Искусство и город».
Художественный руководитель
проекта
«Здесь и Сейчас».
Сабина Чагина
Куратор направления Urban + Art, арт-директор ЦСИ «Винзавод», соосновательница биеннале уличного искусства АРТМОССФЕРА

Экспертный
совет

МИХАИЛ ЛЕВИН
Директор Московской школы современного искусства,
куратор, художник.
Александр
Марков
Профессор кафедры кино
и современного искусства РГГУ,
автор работ по теории искусства
и современной философии, истории понятий и интеллектуальной истории.
Юлия
Василенко
Исполнительный директор московской международной биеннале молодого искусства (MMOMA), соосновательница биеннале уличного искусства АРТМОССФЕРА
Юрий
Омельченко
Основатель медиапроекта ARTпатруль, совладелец и PR менеджер Omelchenko gallery, арт-дилер, аукционист.
Ксения
Фаресова
Директор ГБУК г. Москвы «Объединение «Выставочные
залы Москвы»
Дмитрий
Шишкин
Начальник отдела выставочных проектов ГАУК г. Москвы
«Парк Зарядье».
Юрий
Омельченко
Основатель медиапроекта ARTпатруль, совладелец и PR менеджер Omelchenko gallery, арт-дилер, аукционист.
ДмитриЙ
Шишкин
Начальник отдела выставочных проектов
ГАУК г. Москвы
«Парк Зарядье».
Ксения
Фаресова
Директор ГБУК г. Москвы «Объединение
«Выставочные залы
Москвы»
ЮриЙ
Омельченко
Основатель медиапроекта ARTпатруль, совладелец
и PR менеджер
Omelchenko gallery,
арт-дилер, аукционист.
Юлия 
Василенко
Исполнительный директор московской международной биеннале молодого
искусства (MMOMA), соосновательница биеннале уличного искусства АРТМОССФЕРА
Александр
Марков
Профессор кафедры кино
и современного искусства РГГУ, автор работ по теории искусства и современной философии, истории понятий и интеллектуальной истории.
Михаил 
Левин
Директор Московской школы современного искусства, куратор, художник.
Сабина 
Чагина
Куратор направления
Urban + Art, арт-директор ЦСИ «Винзавод», соосновательница
биеннале уличного
искусства АРТМОССФЕРА
Игорь 
Поносов
Художник, куратор
и теоретик в области уличного искусства, автор книги «Искусство и город».
Художественный руководитель проекта «Здесь и Сейчас».

Экспертный
совет

Организаторы

© ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС 2022
Информационные
партнеры

Организаторы

© ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС 2022
Информационные
партнеры