Здесь и
сейчас
Москва
’25
Здесь и
сейчас
Москва
’25
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО
НА УЛИЦАХ ГОРОДА
Ежегодный смотр современного искусства «Здесь и Сейчас» в 2025 году пройдет в седьмой раз, и в пятый — вне стен выставочных залов. Работы его участников гармонично встраиваются в существующий ландшафт города и делают современное искусство ближе к его жителям. Последние два года участниками проекта становятся как московские, так и региональные художники — эта тенденция сохраняется и в настоящем проекте. Также продолжается программа по поддержке молодого искусства, начатая Парком «Зарядье» в 2022 году — в рамках фестиваля на улицах столицы появятся арт-объекты выпускников московских художественных вузов. В настоящем выпуске смотра «Здесь и Сейчас» планируется как проведение работы по намеченным векторам, так и расширение географии участников за счет привлечения международных художников. Проект продолжит охватывать новые территории: предполагается продолжение сотрудничества с Инновационным центром «Сколково», начатое в прошлом году, и увеличение сети московских партнерских организаций и площадок в рамках подготовки к созданию карты фестиваля 2025 года. Местами для демонстрации произведений искусства станут узловые точки общественной жизни: парки и сады, центральные улицы и бульвары, территории бизнес-центров и образовательных учреждений. «Здесь и Сейчас» — это история о том, как современное искусство трансформирует привычные нам городские пейзажи, превращая их из обыденных в самобытные, живые, находящиеся в постоянном диалоге с окружающей архитектурной средой. Так на культурной карте Москвы возникают новые точки притяжения.
5
4
3
1
2
Цели проекта
Стимулирование культурной и социальной динамики общественных пространств, вовлечение жителей города в изучение российской истории и культуры
Поддержка и стимулирование развития региональной художественной сцены
Международный культурный обмен
6
Поддержка молодого искусства
Децентрализация и активизация культурной карты районов, создание новых знаковых городских достопримечательностей
Популяризация современного искусства как неотъемлемой части городского ландшафта
объектЫ
Инновационный центр «Сколково»,
Территория детской площадки у ЖК «Мильфей» и Международной гимназии «Сколково»
«Алфавитяне»
г. Москва, Россия
Диана Воуба
1
ОБ АВТОРЕ
о работе
Через замыслы, которые раскрываются лишь под определенным углом, художники ведут пытливых зрителей в свои потайные миры. Для своих «Алфавитян» художница Диана Воуба придумала целый мир — далекую планету Ан, а ее обитателей наделила способностью трансформироваться в каждом из измерений и создавать многомерные геометрические объекты. Антропоморфные и зооморфные существа красного, белого и черного цветов, установленные возле Международной гимназии Инновационного центра «Сколково», — результат переосмысления идей русского авангарда. Знаки-символы представляют собой алфавит, из которого можно составлять бесчисленное количество комбинаций. Фигуры Алфавитян меняются в зависимости от ракурса. Зрителей приглашают включиться в это захватывающее действо: одновременно и игру с архитектурными формами, и зримое продолжение диалога-сопоставления с авторами других футуристических объектов на территории Инновационного центра «Сколково».
Диана Воуба говорит о себе как об искателе новой красоты, призванном видеть невидимое и делать его зримым для других. Она окончила Тбилисскую государственную академию художеств и Творческие мастерские Академии художеств СССР, ее первая выставка состоялась в Центральном доме художника в Москве в 1992 году. В 1996-м Диана получила золотую медаль Международного фестиваля изобразительных искусств в тунисском Махресе (вилайет Сфакс) за серию портретов местной знати, еще через четыре года ее работы показали на выставке Women in Art («Женщины в искусстве») в Вашингтоне, а в 2021 году она стала лауреатом Премии Анатолия Зверева.

В 2015 году Диана Воуба, вдохновленная жизнестроительными идеями русского авангарда, создала художественный конструктор «Город-Алфавит»: 64 геометрических знака, построенных по методу золотого сечения. Произведения художницы находятся в собраниях Русского музея и Российской академии художеств, Московского музея современного искусства, Всероссийского музея декоративного искусства и Музея Анатолия Зверева. Узнаваемый стиль Дианы сочетает в себе насыщенную цветовую палитру и строгую, почти аскетичную композицию. Художница с детства тяготела к музыке, и эта ее любовь получила воплощение в живописи: в геометрических абстракциях с пульсирующими, почти живыми формами и в серии «Измерение тишины», для которой композитор Ираида Юсупова написала музыку.
1–3
объектЫ
Инновационный центр «Сколково», «Исцеляющие сады» Международного медицинского кластера
«Лунная долина»
(Василий Тимашев, Полина Пирогова)

г. Минск, Республика Беларусь
творческая мастерская «ЭХО»
2
ОБ АВТОРЕ
о работе
Природа — неиссякаемый источник вдохновения. Это бесконечное разнообразие форм, цвета, текстур, пластики и явлений, которые могут служить как объектами для изображения, так и символами, вызывающими эмоциональный и творческий импульс. Для скульпторов Василия Тимашова и Полины Пироговой природа выступает точкой начала координат в собственной художественной системе. И даже фундаментальное философское противопоставление природы как нерукотворной среды и культуры как сферы, созданной человеком, в контексте их творчества вовсе не возникает. Естественный порядок здесь господствует во всем: взаимосвязь скульптурных объектов с ландшафтом, обращение к природным формам, использование натуральных материалов. Авторы воспевают красоту и гармонию, стремятся отразить чистоту и лаконичность восприятия окружающего мира и его влияние на мир внутренний.

В Саду Технопарка, напротив Международной гимназии «Сколково», разместился новый объект мастерской «Эхо» — «Лунная долина». Это произведение иллюстрирует связь внутренних миров — пространства, где рождается и живет наше сознание. «Там, ночью, в лунном свете скрыто все самое тайное и откровенное... Известное только нам самим», — комментируют авторы. В этой скульптуре три сплетенных из лозы шара напоминают то ли кратеры, то ли спутники, то ли зримую траекторию, по которой движется некое небесное тело. Они точно перетекают друг в друга, и, благодаря их сочетанию, формируется уникальная живая взаимосвязь — растущая и изменчивая. Многогранность восприятия форм увлекает наше воображение, настраивая на созерцание и размышления.

«Наш голос отражается в природе и воплощается в нашем творчестве».
1–3
Творческая мастерская «Эхо» — это союз художников Василия Тимашева и Полины Пироговой. Авторы родом из Новополоцка (Республика Беларусь). Вместе они окончили художественную школу в родном городе, гимназию-колледж искусств им. Ивана Ахремчика и кафедру скульптуры художественного факультета Белорусской государственной Академии искусств.

Василий и Полина активно изучают свойства различных материалов, поэтому среди их проектов наблюдается множество художественных экспериментов с камнем, деревом, песком и даже льдом. Но главной отличительная черта их творческого метода — работа с плетением из лозы. Отдавая предпочтение естественным компонентам, художники делают свои арт-объекты обонятельно и тактильно привлекательными для зрителя. Вдохновляясь природными формами, авторы находятся в постоянном поиске своего художественного языка и стилизации.

В копилке мастерской «Эхо» — участие в десятках фестивалей, коллективных выставок и пленэрах в Беларуси, России, Молдове, Бразилии и Южной Корее, а их работы находятся в частных коллекциях по всему миру.
объектЫ
Музей Москвы
г. Москва, Зубовский бульвар, д. 2
«Простые формы»
г. Москва, Россия
Ася Заславская,
Софья Добычина, Андрей Астахов
3
ОБ АВТОРЕ
о работе
При разработке арт-объекта авторы обратились к теории игр и понятию игры как формы научного познания — инструменту, который используется для исследования мира, развития, обучения и формирования личности. Бессознательно люди играют в игры каждый день — по кирпичикам собирают свою историю: решают задачи, взаимодействуют с другими людьми, заканчивают школу, учатся в университете, строят карьеру, адаптируются к новым условиям. Мир познается через игру. С возрастом меняется только ее форма и название, а человек остается самим собой.

Модульная художественная инсталляция «Простые формы» — это композиция из базовых геометрических объектов, которые в различных комбинациях рождают сложные, непредсказуемые построения. Кубики — это про устойчивое развитие, взаимосвязи ключевых элементов и стратегии. Это визуализированная игра в структуру и порядок, где результат зависит от взаимодействия всех элементов. Из единичных блоков материи, идей и чисел выстраиваются системы, законы и открытия.
Ася Заславская — мультидисциплинарный художник, активно экспериментирующий с самыми различными медиа: живописью, инсталляцией, скульптурой, вышивкой и видео. Окончила Архитектурную студию ДЭЗ № 5 Михаила Лабазова (2009–2015), реставрационное отделение Политехнического техникума № 2 (2018), Московскую архитектурную школу МАРШ («Архитектура и урбанизм», 2021). В настоящее время — магистрант Университета искусств Цюриха (ZHdK). Резидент Мастерских и арт-резиденций Музея «Гараж» (Москва, 2019–2020) и Мастерских «Винзавода» (Москва, 2022–2024).

В копилке художницы более десятка персональных проектов, среди которых она в особенности отмечает: «Один к одному» (творческий кластер «Октава», Тула, 2023), «Природа будущего» (культурный центр «Солодовня», Москва, 2024), «Время и случай для всех» (Центр Гиляровского, Музей Москвы, 2024), «Признаки жизни» (Северо-Кавказский филиал ГМИИ им. Пушкина, 2025). Среди групповых проектов Ася Заславская выделяет участие во II Триеннале российского современного искусства (Музей современного искусства «Гараж», Москва, 2020), Биеннале уличного искусства «АРТМОССФЕРА» (Центр современного искусства «Винзавод», Москва, 2023). В 2024 году она принимала участие в первой выставке российского искусства в Дакаре (Сенегал, Африка) «Творить чудеса». Произведения Аси Заславской находятся в музейных и частных коллекциях по всему миру.

Андрей Астахов — архитектор. Окончил Московскую архитектурную школу МАРШ («Архитектура и урбанизм», 2021). В 2020 году работал в архитектурном бюро SAGA. С 2021 года специализируется на сотрудничестве со строительными компаниями, занимающимися реализацией уникальных и сложных проектов. C 2022 года является фаундером стартапа, разрабатывающего генеративные IT-решения для сложных задач в области архитектуры.

Софья Добычина — архитектор, исследователь. Обучалась в студии «Эдас» Владислава Кирпичева. Окончила Московскую архитектурную школу МАРШ («Архитектура и урбанизм», 2021). Сотрудничала с бюро KOSMOS Architects.
Сейчас Софья ведет собственные архитектурные проекты и развивает стартап по созданию цифровых инструментов для архитекторов совместно с Андреем Астаховым. Параллельно она занимается исследовательской деятельностью: Добычина — участник программы Auditoria, в рамках которой в 2025 году была издана ее книга «Культура экземпляров». В ней Софья переосмысливает привычные подходы к проектированию и рассматривает архитектуру как активного участника культурных и социальных преобразований.
1–3
05.09
Программа
ИНОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР «СКОЛКОВО», ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА НА БОЛЬШОМ БУЛЬВАРЕ
Авторы: Ася Заславская, Софья Добычина, Андрей Астахов (г. Москва, Россия)
Установка арт-объекта «Простые формы»
Установка арт-объекта «Лунная долина»
Авторы: творческая мастерская «ЭХО» — Василий Тимашов и Полина Пирогова (г. Минск, Республика Беларусь)
ИНОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР «СКОЛКОВО», САД ТЕХНОПАРКА
10.09
10.09–11.09
ИНОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР «СКОЛКОВО», ТЕРРИТОРИЯ ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКИ У ЖК «МИЛЬФЕЙ» И МЕЖДУНАРОДНОЙ ГИМНАЗИИ «СКОЛКОВО»
Установка арт-объекта «Алфавитяне. Игра в алфавит»
Автор: Диана Воуба (г. Москва, Россия)
12.09. 2025 — 31.07. 2026
Российский дом науки и культуры в Берлине (Германия)
Участие фестиваля «Здесь и Сейчас» в выставке «Public Art. Kunst im öffentlichen Raum Russlands».
Кураторы: Анна Малик-Короленкова и Роман Ермаков
Куратор проекта
Анна Малик-
Короленкова
Куратор, исследователь, продюсер выставочных проектов в области современного искусства
Экспертный совет
Директор ГАУК г. Москвы «Парк «Зарядье», генеральный директор ГБУК г. Москвы «МВО «Манеж», председатель комиссии по культуре и культурно-историческому наследию общественной палаты города Москвы
ИВАН ДЕМИДОВ
Ольга Галактионова
Генеральный директор Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО»
Урбанист, социолог, основатель компании CM INTERNATIONAL
ПЕТР КУДРЯВЦЕВ
Юлия
Василенко
Руководитель отдела спецпроектов и программ по развитию молодого искусства в ММОМА. Сооснователь Биеннале уличного искусства «Артмоссфера»
Генеральный директор Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО»
ИВАН ЛЫКОШИН
Иван Полисский
Управляющий партнер арт-парка «Никола-Ленивец»
Заместитель председателя Правления фонда «Сколково» по общественной, социальной и образовательной политике
Александр Чернов
Дмитрий
Шишкин
Начальник отдела выставочных проектов Государственного автономного учреждения культуры города Москвы «Парк «Зарядье»
Анна Трапкова
Генеральный директор Музейного объединения «Музей Москвы»
Александр Данилов
Заместитель начальника отдела выставочных проектов ГАУК г. Москвы «Парк «Зарядье»
Виктория Чернега
Менеджер фестиваля, отдел выставочных проектов ГАУК г. Москвы «Парк «Зарядье»
Марфа Кеменчеджи
Менеджер фестиваля, отдел выставочных проектов ГАУК г. Москвы «Парк «Зарядье»
Ксения Фаресова
Генеральный директор агентства креативных коммуникаций Accent
Антон Кириллов
Технический директор
Арина Пузикова
Продюсер
Владислава Березина
Продюсер
Дмитрий Зимин
Дизайнер
Анна Минькова
Юрист
Анастасия Соловьева
Организатор паралельной программы
Ксения Маренникова
PR
Команда проекта
© ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС 2024
Организаторы
Информационные
партнёры